Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 240 г. Борзи"

Официальный сайт

Адрес: г. Борзя, ул. Лазо д.33
Телефон: 89248042386
Почта: shs_borz_240.borz@zabedu.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 240 г. Борзи"

Официальный сайт

МЕНЮ

Уважаемые родители, учащиеся и педагоги! Официальный сайт Школы № 240 г. Борзи на данном портале прекращает свою работу с 22.01.2025. и переходит на портал ГОСВЕБ. 

Новый адрес сайта: https://sh240-borzya-r76.gosweb.gosuslugi.ru

 

     Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, а также молодых специалистов в возрасте до 35 лет, являющихся работниками Школы №240 г. Борзи.

     Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

 

 

 

 

Документы федерального уровня

1. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 от 25 декабря 2019 г. "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ И ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ОБМЕНА ОПЫТОМ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ";

 2.  Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между;

 3.  Письмо> Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02  "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");

 

Документы регионального уровня

 1. Приказ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ  №270 от 24.03.2022 год. "О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в ОУ".

Документы школьного уровня

1. Приказ № 124 § 5 от 31.08.2023 "О внедрении целевой модели наставничества в 2023-2024 учебном году";

2. Приказ № 124 § 6 от 31.08.2023 "Об утверждении положения о наставничестве в 2023-2024 учебном году";

3. Положение о наставничестве в Школе № 240 г. Борзи;

4. Протокол № 2 заседания педагогического совета;

5.  План реализации мероприятий программы наставничества на 2023 - 2023 учебный год;

6. План внедрения проекта "Целевая модель наставничества" в Школе № 240 г. Борзи на 2023 - 2024 учебный год;

7. Программа "Целевая модель наставничества";

8. Приказ № 124 § 7 от 31.08.2023 "О формировании наставнических пар в 2023 - 2024 учебном году";

9. Приказ № 184 § 1 от 20.11.2023 "О формировании наставнических пар в 2023 - 2024 учебном году";

10. Приказ № 198  от 11.12.2023 "О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества в 2023 - 2024 учебном году".

 

Формы наставничества в Школе №240 г. Борзи

 

Учитель-Учитель (молодой специалист)

         Учитель-наставник: заместитель директора по воспитательной работе Климова В.Н.

         Молодой специалист: педагог дополнительного образования Бояркина А.С.

                                 Учить и учиться!

                                                                  Наставник вам укажет лишь дорогу,

а вот пройти по ней ты сможешь только сам.

         Приходя сегодня в школу, молодой специалист  встречается с рядом трудностей, как профессионального, так и психологического характера. Происходит смена социальной роли «Я - студент» на новую роль «Я – педагог». На смену неформального общения со сверстниками-студентами приходит смена окружения: профессионалы – учителя, родители учеников и сами учащиеся.

         Лично и мне,  и моей молодой специалистке,   немного повезло, совсем недавно она училась в нашей школе, была  участницей всех школьных и муниципальных мероприятий. И  именно поэтому поступила в Забайкальское краевое училище культуры, успешно окончила его  и пришла работать педагогом дополнительного образования.

         Педагогический коллектив был очень рад тому, что выпускники возвращаются в родную школу и делают школьную жизнь ярче. С Алиной Сергеевной мы обсудили перспективы  работы в школе, составили план совместных действий,  и  приступили к интересной и творческой работе.

         Я познакомила Алину  Сергеевну с программой наставничества. Мы вместе зарегистрировали школьный театр в реестре школьных театров. Составили программу дополнительного образования и разместили в Навигаторе паспорт программы.

         8 сентября в школе прошла ярмарка дополнительного образования «Волшебные двери», на ней Алина Сергеевна провела мастер-класс «Театр – это маленькая жизнь!» и пригласила ребят в свою театральную студию «Каламбур». Желающих оказалось  очень много. Так началась в нашей школе театральная жизнь, а у Алины Сергеевны педагогическая деятельность.

         Вот уже почти четыре месяца я являюсь наставником  Алины Сергеевны, работаем мы  с ней  в тесном контакте, у нас сложились теплые дружеские отношения, наша совместная деятельность приносит обоюдную пользу. Я, как наставник, делюсь опытом работы, а Алина Сергеевна – креативными идеями и позитивным настроем.

         11 ноября мы вместе с Алиной Сергеевной приняли участие в муниципальной встрече молодых специалистов и наставников Борзинского района. Встреча прошла очень интересно, и наставники  и молодые специалисты увлеченно и заинтересованно  участвовали в квесте, который подготовили муниципальные координаторы.

         Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, наставник  должен сегодня не только учить, но и учиться, в том числе и у своих молодых специалистов. Как важно выслушать, понять других, услышать рациональные решения, подсказать, посоветовать, дать возможность проявить инициативу – вот они, важные глагольные  действия, разные грани мастерства педагога. Я не назидаю, я вместе с молодым педагогом  думаю и действую…  И  мир вокруг для нас становится целостным, а наша совместная деятельность – полезной, любимой, интересной и для всех полной открытий и чудес.

Учитель-Учитель (молодой специалист)

         Учитель-наставник: учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей   начальных классов Миняк Н. А.

         Молодой специалист: Учитель начальных классов Мокина В. А.

         Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить молодым учителям.

         Прежде всего, необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом. Если молодой педагог доверяет тебе, то он на любом этапе возникшей проблемы немедленно спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует, и таким образом, разрешит интересующий его вопрос достаточно оперативно.

         Я считаю, что в процессе наставничества молодого специалиста не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст. Каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для процесса обучения в целом и для наставника в частности. Их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать.

         Выбор формы работы как наставника начался с вводного собеседования, где с Викторией Андреевной состоялось наше знакомство. Затем мы определили совместную работу начинающего учителя с наставником. Наставничество – это постоянный диалог и межличностная коммуникация.

         Мои основные задачи в рамках наставничества:

- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;

- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;

- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя;

- ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;

- привить Виктории Андреевне интерес к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;

- ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

         Я являюсь наставником молодого педагога первый раз. Честно говоря, я обрадовалась этому, так как сама прошла этот путь. Мне помогали мои старшие коллеги. Поэтому вспоминая себя и собственные трудности, я смогла, как мне кажется найти общий язык с коллегой.

         На начальном этапе мы определили цель взаимодействия, выявили наиболее серьезные проблемы молодого педагога в учебно – воспитательном процессе и наметили пути их разрешения. При этом одной из важнейших задач я считаю обеспечение комфортных условий для саморазвития и самосовершенствования молодого педагога.

         Затем была разработана индивидуальная программа адаптации и развития молодого учителя. Мы с Викторией Андреевной работаем в одной параллели, являемся классными руководителями 2 классов. Одной из главных задач, передо мной была задача научить Викторию Андреевну разработать рабочие программы по предметам в конструкторе, работать в СГО, правильно оформлять и вести тетради у обучающихся. У Виктории Андреевны возникли проблемы поведения второклассников на уроках и переменах.  По моему совету молодой педагог начала посещать уроки своих коллег, тем самым уроки у неё стали интересными, дисциплина стала меняться в лучшую сторону.

         Совместно посетили мероприятие «Посвящение в педагоги», обе получили грамоты. Виктория Андреевна частый гость на моих уроках и мероприятиях. Посмотрела мастер – класс «Групповая работа на уроках математике в начальной школе», «Учимся составлять план произведения на уроках литературного чтения».

         Заканчивается вторая четверть, и впервые ребята будут оценены и получат табель с отметками. Перед нами с Викторией Андреевной стоит задача как донести до родителей удачи и неудачи их детей, поэтому мы совместно разрабатываем родительское собрание на тему: «Первая отметка и как к ней относиться», которое пройдет во второй половине декабря.

         «Как провести родительское собрание, чтобы оно было интересным и продуктивным» - памятка для молодых учителей, которую мы разработали совместно.

         Я считаю, что сотрудничество «наставник учитель – молодой учитель» должно развиваться именно по принципу партнерства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса. Молодой специалист владеет современными средствами коммуникации, понимает запросы учеников, так как ближе к ним по возрасту, наконец, просто обладает большой энергией.

         Таким образом, я верю, что молодой педагог действительно, профессионально растет, добиваясь намеченной цели, происходит профессиональное становление личности. Я спросила: «Продолжит ли Виктория Андреевна работать в школе?» И я услышала ответ, который меня очень обрадовал: «Я уходить из школы не хочу, мне нравится работать с детьми, они меня приняли и понимают, а я понимаю их. Я думаю, у меня всё получится!»

 

Учитель-Учитель (прибывший педагог)

         Помочь сотруднику успешно влиться в новый педагогический коллектив  - важнейшая задача руководителя и специалистов по кадрам. Облегчить же интеграцию новых сотрудников в организацию, призваны процедуры адаптации.

         Необходимо отметить, что потребности в адаптации испытывают и педагоги старшего возраста. Им зачастую труднее войти в коллектив из-за так называемого «накопленного груза» в период работы в предыдущем учебном заведении.

         Форма наставничества учитель-учитель, когда педагог оказывает помощь педагогу, находящемуся в процессе адаптации на новом месте работы, существует в  Школе № 240 г. Борзи.

         Учитель-наставник: педагог-психолог Русинова К.А. 

         Прибывший учитель: социальный педагог Перевозкина А. Б.

         В ноябре на должность социального педагога пришла Перевозкина А. Б. Психолог-педагог Русинова К. А. была назначена её наставником, с целью адаптации на новом месте работы.

         Ксения Андреевна познакомила Алену Борисовну с классными коллективами.  Совместно  разработали  цикл тренингов, тестов и опросов. Совместно провели социальный опрос среди обучающихся 5-11 классов «Что ты знаешь о буллинге», социально-психологическое тестирование, Социально-психологическую акцию «Территория безопасности». Осуществили патронаж семей СОП.

         Алена Борисовна успешно проходит период профессиональной адаптации, налаживает устойчивый контакт с учащимися, коллегами и родителями.

         Учитель-наставник: учитель математики Кочан Н. А. 

         Прибывший учитель: учитель математики Пьянникова Е. С.

Пьянникова Елена Сергеевна очередной свой учебный год начала в нашей школе. Её наставник Кочан Наталья Анатольевна познакомила Елену Сергеевну с работой ШМО учителей естественно-научного цикла. Сейчас они совместно работают над выявлением проблем учителей математики при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Также совместно участвуют в организации математических олимпиад на образовательной платформе «Сириус». Занимаются исследовательской работой. В качестве примера можно привести итоги научно-практической конференции «Юниор» муниципального уровня, где педагоги-математики заняли 1 и 3 места.

         Данная форма наставничества способствует снятию количества проблем, возникающих в начале работы, что в итоге ведет к улучшению психоэмоционального состояния коллектива в целом.

 

Учитель-Студент

         Учитель-наставник: учитель английского языка Кулиш С. Н. 

         Студент: студент-практикант Кузьмин А. С.

         Важнейшей составной частью профессиональной подготовки в целях формирования у студентов целостного представления об образовательно-воспитательном процессе является педагогическая практика.  Здесь и начинается работа одной из форм наставничества: модель личности школьного учителя-наставника, взаимодействующего со студентами.

         Целью взаимодействия выступает передача педагогического опыта. Данную модель наставничества реализует учитель английского языка  Кулиш С. Н. и студент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Забайкальский государственный университет» Кузьмин А., который выбрал педагогическое образование направленности «иностранные (английский и немецкий) языки».

         Учитель наставник помогает студенту-наставляемому увидеть, чему и как можно научиться, опираясь на свой профессиональный опыт через взаимопосещение уроков, индивидуальных встреч и консультаций.

         Таким образом, связь взаимодействия школьного учителя и студента является эффективным механизмом наставничества, потому что в нем отражена жизненная необходимость будущего молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоритическую помощь.

Педагог-новатор-Консервативный педагог

         Педагог-новатор: педагог дополнительного образования Сташкова М. С. 

         Консервативный педагог: учитель-информатики Моргачев Р. А.

          В рамках данной формы наставничества, более молодой учитель помогает опытному представителю овладеть современными программами и цифровыми навыками и технологиями.

         Сташкова Мария Сергеевна и Моргачев Роман Анатольевич активно сотрудничают в форме наставничества «Педагог-новатор-Консервативный педагог» в центре «Точка роста»,  совместно занимаясь робототехникой.

         Также они активно участвуют в мероприятиях всероссийского уровня. 

 

© 2025. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 240 г. Борзи".